История пчеловодства

Новое в пчеловодстве

     

Храмовое подворье: итоги лета

-
 
Из приходской газеты "Зёрна" Храмовое подворье: итоги лета Весной этого года на нашем приходе актуальной стала идея о создании храмового подворья. Главным вдохновителем и человеком, реализующим идею на практике, является дьякон Александро-Невского храма Виталий Полухин. Мы решили поговорить с ним о том, что уже сделано, и каковы ближайшие планы. - Отец Виталий, расскажите, что нового произошло на храмовом подворье за лето? - Достраиваются омшаник и дом пчеловода. Сейчас там идут отделочные работы, чтобы зимой поставить пчел в это помещение. Я бы хотел пока развивать пчеловодство, так как опыт и желание есть, да и вообще, это хорошее дело. Вагончик сделали для проживания, поэтому можно уже выезжать на подворье с людьми, там есть где разместиться. Места много, хватит всем желающим. Распахали землю под огород, на следующий год будем делать посадки. Сейчас пытаемся решить вопрос с приобретением дополнительной земли для сельскохозяйственных работ, ищем подходящие участки. Земля нужна, чтобы делать посевы медоносов для пчел – это донник, фацелия. Их маловато в природе. Также эти посевы планируем использовать на силос для скота. - Кроме приобретения земли есть еще какие-то планы на осень-зиму? - Забор поставить.Подробнее
 
В 19-м веке Русь называлась «медовой державой». Если говорить о причинах смертности в США (по России данных нет), то на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания, на втором — рак, на третьем — побочные действия лекарств. В 19-м веке Русь называлась «медовой державой». Чтобы выжить в 21-м веке, ещё не поздно вернуть всё хорошее, чем обладали наши предки. В 1827 году, когда в Российской империи налаживались статистика и учёт, в Томской губернии имеющей огромные территории, объединяющие современные Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области и Алтайский край, было по 4,5 пчелосемьи на одного проживающего человека, и это в ульях, а в лежаках — ещё больше. Не случайно для молодых после свадьбы зажигали пудовую свечу из 16 кг воска для того, чтобы в момент зачатия затянуть душу ребёнка более высокого уровня. Поэтому не было в то время алкоголиков, наркоманов, педерастов и лесбиянок. Сегодня русский народ употребляет мёда в среднем 0,2-0,3 кг в год, это примерно в 200 раз меньше, чем полтора века назад, а норма потребления составляет 50-100 грамм в день! Были созданы условия для деградации людей, появились алкоголики и наркоманы и люди, зависимые от лекарств.Подробнее
 
Мед, полученный из сладкого золотого нектара цветов и деревьев, всегда имел глубокие связи с Богом и природой. Мед не может быть создан человеком, поэтому мы надеемся на пчел, чтобы они для нас сотворили свое волшебство, пишет sunhome.ru. Пчеловодство (наука разведения пчел) возникло за 700 лет до н.э. Наибольшее распространение оно нашло в Древнем Египте; сосуды с медом были найдены в гробницах почитаемых умерших в качестве подношения, которое могло бы им пригодиться в загробной жизни. Согласно древним находкам в храме Ра в Гелиополисе, в Египте: “Бог Ра плакал, и его слезы упали на землю и были превращены в пчел”. Эта строфа говорит о вере в то, что боги действительно сотворили пчел, которые в свою очередь создают это драгоценное лакомство. Упоминание о меде в те времена также часто встречалось по всей Северной Африке. О том, насколько высоко ценили мед в этих странах, говорит тот факт, что ульи хранили в храмах, как подношение богам, а также использовали для производства лекарств и мазей. Знатные женщины Египта использовали мед в косметических целях; его также употребляли в качестве возбуждающего средства. Из пчелиного воска египтяне вырезали священные статуэтки и делали священные надписи.Подробнее
 
Люди использовали мед с очень давних времен, и в пищу, и для медицинских целей. Появление пчеловодства датируется семисотым годом до н.э. Очень долгое время мед считался священным продуктом из-за редкого появления и необычной сладости. Промышляли им с древних времен, потом производить мед стали в древней Греции и Древнем Египте, об этом можно найти упоминания в найденных благодаря раскопкам изображениях. Этот продукт использовался чаще всего в религиозных церемониях, для бальзамирования умерших или для лучшего выражения благодарности богам. Ещё, мед использовали в косметических целях. Благодаря историческим сведениям, продолжительный период времени мед использовали только в высших сословиях или у богатых людей, так как стоил он очень дорого. На протяжении около 1000 лет, мед занимал очень престижное место в питании, а потом открыли рафинированный сахар, произведенный из сахарного тростника или сахарной свеклы. Мед начал сдавать позиции. Со временем сахар стал доступен каждому, и цена на него стала падать, так легко он вошел в повседневную жизнь. В конечном счете, мед был почти полностью вытеснен из кулинарии, так как был найден более дешевый подсластитель. Сейчас мед чаще всего используют в кондитерстве. В древние века мед считали пищей богов, и был символом счастья.Подробнее
 
Первые свидетельства о разведении пчел скифами имеем с V ст. до н.э. Так, «отец» истории Геродот (484-420 гг. к н. е.) писал, что славянские земли издавна известны богатством пчел, а следовательно меду, а скифы широко использовали воск для бальзамирования умерших. То есть, на территории Украины пчеловодство приобрело развитие по меньшей мере 2,5 тысяч лет потому. Мед и воск были одними из главных предметов экспорта из земель Прикарпатья. Уже в древности, как свидетельствует греческий философ Павсании, в Грецию ввозили наилучший мёд земли алазонов (земли нынешней Львовской, Ивано-Франковськой и Тернопольской областей) на Днестре. По мнению историка украинского пчеловодства Т. Юрченко, у скифов оно находилось уже на бортнической стадии развития, то есть человек умел не только отыскать пчелиное гнездо в лесу и выбрать мед, уничтожив насекомых, а начала заботиться о жилье для пчел, самостоятельно выдалбливая дупло в дереве, которое получило название «борть». В свое время в европейськой научной литературе состоялась дискуссия, существовало ли пчеловодство в ранние времена только у oседлыx народов, занимались ли им также кочевники или полукочевые. Более обстоятельные аргументы были приведены на защиту первого тезиса.Подробнее
 
Замечательные свойства воска привлекали внимание человека еще в древние времена. Установлено, что в Древнем Египте он широко применялся при жертвоприношениях. В Древнем Риме и Греции на праздниках в честь богов в храмах горели восковые свечи. В дореволюционной России также расходовались огромные количества воска для освещения церквей. С древних времен и вплоть до изобретения бумаги для письма употреблялись плоские деревянные дощечки, покрытые с одной стороны ровным слоем воска, на который наносились буквы. О применении воска, в частности навощенных кусков полотна, рассказывали в своих произведениях Гомер, Аристофан и др. Воск обладает высокими консервирующими свойствами. Скифы, иранцы и другие народы применяли воск для бальзамирования трупов видных государственных деятелей. На протяжении многих столетий художники пользовались восковыми красками, обладающими красивым блеском и большой прочностью. Об этом свидетельствуют не только литературные источники, но и археологические находки. В результате раскопок городов Помпеи и Геркуланума, произведенных в 1706 г., была обнаружена стенная восковая живопись, украшавшая много веков назад гостиные богатых помпейцев и геркуланумцев.Подробнее
 
Перемещение яиц из пчелиных ячеек в мисочки, «прививка яиц», как можно выразиться по аналогии с «прививкой личинок», несколько смелое предприятие. Яйца так чувствительны к малейшему прикосновению, что даже при самом осторожном переносе их нельзя не рассчитывать на большой отход. Как отмечал венгерский исследователь Эреши Пал, учитель Рейденбах незадолго до конца прошлого века пытался осуществить «прививку яиц» (1893). Он использовал для этого крючкообразно согнутую иглу, которую он вводил под яйцо, чтобы поднять его со дна ячейки. На донышке мисочки он вжимал иглу в воск и вытягивал ее из-под вертикально стоявшего яйца. Иглой пользовался также Дикель (1896) в своих приведших к ошибочным выводам опытах по определению пола у медоносной пчелы. Не так давно Дитц (1964) снова попытался использовать ее. Тейбер (1961) попытался улучшить инструмент, сконструировав «яичные щипцы». Речь идет о пинцете с согнутыми под прямым углом навстречу один другому концами, которые имеют выемки для яиц. Но для практического матководства этот способ оказался непригодным. Для манипуляции с яйцами необходимо большое искусство и терпение. Матководство - требует больших затрат времени, которым матководы вряд ли в состоянии пожертвовать для этой цели.Подробнее
 
История и современное состояние пчеловодства Республики Башкортостан Описывая башкир, многие исследователи отмечают, что эти люди называли себя «башкирцами и башкуртами» (Е.М.Петров, 1983). Слово «башкурт» в одном из вариантов перевода на русский язык означает «главный пчеловод» («баш» - голова, «курт» - пчела). Такое название башкирам, по мнению некоторых исследователей, было дано по роду их основного занятия (Н.В.Казанцев, 1866; М.Лосиевский, 1883). Башкортостан не случайно называют медовым краем, «классической страной пчеловодства» (С.И.Руденко, 1955). Е.Л.Аренс (1930) и Г.А.Кожевников (1931) приводят убедительные доказательства тому, что медоносные пчелы на Южном Урале обитают много веков. Бортничество как народный промысел процветало на территории современного Башкортостана с глубокой древности. Об этом повествуют записки арабского путешественника Ахмеда ибн-Фадлана, датированные 922 годом нашей эры (А.П.Ковалевский, 1956). Об этом свидетельствуют и находки открытого в 1902 г. Бирского могильника, возраст которого примерно полторы тысячи лет: среди прочей утвари в нем найдено полное снаряжение бортника - добытчика лесного мёда (Н.А.Мажитов, 1968; Р.Ш. Вахитов, 1992).Подробнее
 
Жестокая засуха 1921 г., принудительное изъятие у сельского населения продуктов питания, в том числе и мёда, в период военного коммунизма, затем непомерный налог на пчел (8 фунтов меда с рамочного улья и 4 фунта — с колоды или дуплянки) стали причиной того, что к началу сезона 1922 г. в стране оставалось всего лишь около 1,5 млн. пчелиных семей. Однако отмена продовольственного налога на пчел, переход к НЭПу, введение обеспеченного золотом рубля, а также ускоренное развитие пчеловодческой кооперации, способствовали довольно быстрому восстановлению' былой численности пчелиных семей и продолжению рационализации пчеловодства, прежде всего ускорению перехода от примитивных ульев к рамочным. Так, к 1925 г. количество пчелиных семей возросло до 4, 842 млн. (в том числе 55% содержащихся в рамочных ульях). Накануне массовой коллективизации, т.е. в начале 1930 г., только в Российской Федерации насчитывалось 3,93 млн. пчелиных семей (в том числе 83% содержащихся в рамочных ульях). Но к весне 1932 г. их количество вновь сократилось до 2,67 млн. Гибли прежде всего оставшиеся без присмотра пчелиные семьи репрессированных крестьян. Однако по мере укрепления колхозного строя общественное пчеловодство (да и приусадебное тоже) стали быстро развиваться.Подробнее
 
Посвящается 130-летию Тобольского государственного Историко-архитектурного Музея-заповедника. Сегодня, в начале XXI века, трудно представить, что немногим более двухсот лет назад на огромной территории от Урала до Тихого океана медоносных пчел не было. Однако найденные учеными наскальные изображения позволяют говорить об их существовании в Сибири в очень древние времена. Вероятно, в позднейшие периоды область распространения медоносных пчел не пересекла Уральский хребет, так как климат Зауралья был для них довольно жестким. Даже в 60-е гг. XX в., когда с пасек южной части тайги Тюменской области (Тобольский, Вагайский районы) улетали рои, сообщения о нахождении пчел в дуплах деревьев зимой на лесоразработках были весьма редки. В истории первого завоза пчел в Сибирь много необычного. Их завозили из европейской части России через Западную Сибирь на Южный Алтай. Доставка пчел была организована по просьбе крестьян-переселенцев. Кто же были люди, знакомые с пчеловодством и волею судьбы оказавшиеся в глубине Сибири? Это были староверы - своеобразная в бытовом отношении группа русского населения, обосновавшаяся на Южном Алтае. В связи с церковным расколом эти люди бежали из внутренних областей России в Польшу, где стали жить, имея одним из своих занятий пчеловодство.Подробнее
 
В 1877 г. Генрих Шлиман, уже открывший к тому времени в Малой Азии легендарную Трою, продолжил раскопки в греческих Микенах и обнаружил в царских погребениях немыслимое количество золотых украшений. Мир вслед за исследователем восторженно вглядывался в Греческую землю, поражаясь изысканности сияющего на солнце золота. Среди этих и многих других событий 1877 г. было еще одно: русский академик А.М.Бутлеров открыл желтую кавказскую породу пчел. В тот год он лечился на кавказских минеральных водах, и лишь простое любопытство и великая любовь к пчеловодству привели знаменитого химика на сапеточную пасеку, где ученый и обнаружил ее. А.М.Бутлеров уже давно мечтал найти в России "хорошую породу", и теперь он пристально вглядывался в эту пчелу, отыскивая в ее облике такие признаки, которые подтвердили бы его открытие. Он нашел не так уж много ее отличий от итальянской породы пчел, которая к тому времени была уже известна во многих странах и высоко ценилась пчеловодами за свое миролюбие. А.М.Бутлеров весьма дипломатично заявил: "Так как итальянок называют породой, то можно в этом же смысле говорить и о кавказской породе пчел".Подробнее